Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
• Организация и проведение психологопедагогической диагностики;
• Организация и проведение коррекционной работы с детьми;
• Организация и проведение индивидуальных консультаций
• Организация и проведение диагностики коррекционной работы;
• Организация индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;
• Организация консультаций с родителями по вопросам коррекции речи детей
В современных условиях родители (законные представители) и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным. Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
В МБДОУ "Саянский детский сад "Волшебггый град" имеется оборудованный «Компьютерный класс», позволяющий детям освоить современные цифровые технологии. В компьютерном классе имееются 9 детских компьюторов, которые с легкостью позволяют проводить занятия по подргруппам, охватывая подготовительные к школе группы.
Согласно нормам компьютеры установлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Компьютеры располагаются на специальных столах, обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Экран дисплея на расстоянии 60–70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления. Рабочее место ребенка соответствует его росту.
Компьютерный класс обеспечен равномерным освещением с использованием люминесцентных ламп. Естественный свет располагается сбоку, а общий — сверху. На окнах имеются светлые жалюзи. Компьютерная комната не загромождена посторонней мебелью.
Основной целью использования компьютера в дошкольной образовательной организации является всестороннее развитие ребенка, его подготовка к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
Для того чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамотность», т. е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера и научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные программы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим возможностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их развития.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
•Организация и проведение непрерывной образовательной деятельности «Музыка»; • Организация и проведение индивидуальных занятий; • Организация и проведение утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста; • Библиотека методической литературы, сборники нот; • Шкаф для используемых пособий, игрушек, • Организация и проведение праздников, досугов, развлечений; • Организация и проведение театральных постановок; • Организация и проведение родительских собраний и прочих мероприятий для родителей
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека ДОУ располагается в методическом кабинете. в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
— Физическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Познавательное развитие
— Речевое развитие
— Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Наличие оборудованных объектов спорта
В МБДОУ имеется физкультурное оборудование для обучения детей элементам спортивных игр и развития двигательной активности;
Имеется бассейн для обучения детей плаванию . Оснащён необходимым оборудованием, инвентарём; ( ласты, доски для плавания, лопатки для плавания, колобашки, жнарукавники, жилеты. Круги, , дорожка разделительная, водный баскетбол, ролик для плавания, аквагантели, надувные игрушки, очки для плавания, тонущие игрушки для бассейна, подводные палочки, пояс для плавания, плавающий обруч, плотик, доска колобашка и другое).
В специально отведённом месте на территории ДОУ имеется спортивная площадка. Спортивная площадка оснащена безопасным оборудованием размещённым по периметру площадки: шведскими стенками, турниками, рукоходами, спортивными стойками, мишени для бросания, метания, имеются устройства , предназначенные для подвешивания каната, шестов, верёвочных лестниц, лабиринты и другое.
• Организация и проведение занятий физической культурой; • Организация и проведение утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста; • Организация и проведение праздников, досугов, развлечений; • Организация и проведение родительских собраний и прочих мероприятий для родителей
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.Л.С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы), паралингвистические (жесты, мимика) средства. Эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представленийимеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
В детских садах появляются технические средства обучения нового
поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные
интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ «Саянский детский сад «Волшебный град» имеется свободный доступ к информационным системам, информационнотелекоммуникационным сетям и к электронным образовательным ресурсам через интернет-провайдера «СибТрансТелеКом» посредством компьютеров в методическом кабинете, кабинете заведующего и в компьютерном классе. С помощью сети интернет педагоги имеют возможность воспользоваться необходимой информацией с педагогических сайтов и научнопознавательных. Воспитанники МБДОУ «Саянский детски сад «Волшебный град» также имеют доступ к информационным системам, посредством специально оборудованного компьютерного класса.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей