Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания.
Одновременно с обучением и совершенствованием двигательных умений и навыков, решаются задачи по воспитанию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Основными направлениями в образовательной работе по физическому развитию дошкольников:
1) сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств;
2) формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Целенаправленная работа по данным направлениям, позволяет более рационально выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование. Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и гармоничного развития, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, плавание в бассейне и другие воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания реализуются основные гигиенические принципы – постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Проводятся разнообразные формы занятий: традиционные, тренировочные, занятия - соревнования, интегрированные, самостоятельные и нетрадиционные, что позволяет привлечь интерес к физкультурным занятиям. На занятиях используются физические упражнения, способствующие развитию и совершенствованию двигательных качеств и умений. Рационально сочетаются разные виды основных движений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей детей.
Реализуются задачи охраны здоровья дошкольников и формирования основ культуры здоровья, осуществляются посредством использования комплекса оздоровительных мероприятий с учетом особенностей работы ДОУ:
- различные виды гимнастик: утренняя, дыхательная, пальчиковая, игровая, оздоровительная (способствуют оздоровлению организма); Важное место, на занятиях уделяются дыхательным упражнениям , которые нормализуют дыхание после активной двигательной деятельности, а так же укрепляется дыхательная мускулатура (« задуй свечу », «остуди чай », « сдуй снежинку», «карусель» и т.д)
- физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе ( способствует формированию правильной технике основных видов движений, формированию двигательных умений и навыков двигательной активности и основ здорового образа жизни);
- физкультурные упражнения на развитие физических качеств детей;
- динамические и подвижные игры, игры-забавы, физкультминутки, эстафеты (сформировано самостоятельная деятельность, ориентация в пространстве, координация движения, так же командные отношения в ходе игры);
- физкультурные праздники и развлечения: «В поисках клада», «Сокровища пиратов», «Путешествие в страну спортландию», «Зимние забавы», «Осенние забавы», «Мы выбираем спорт!», «Весенний цветок здоровья», «Знатоки спорта», «Весёлые старты и эстафеты», ежегодные недели здоровья для всего коллектива «Мы со спортом крепко дружим» и т.д;(способствует формированию эмоционально-положительного отношения и интереса детей и взрослых к двигательной деятельности).
- семейные праздники :«Папа, мама, я - спортивная семья»; (способствовали формированию здорового образа жизни и привлечению родителей к совместной двигательной деятельности с детьми)
Все закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия тесно связаны между собой в строгой последовательности: занятия в бассейне, гимнастика после сна, босохождение по дорожкам, самомассаж. А самая главная закаливающая процедура в нашем детском саду - это занятия в плавательном бассейне.
Все эти приемы способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья ребёнка с использованием здоровьесберегающих технологий и способствовуют снижению уровня заболеваемости детей.
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга